4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы: история и значение праздника

Первосвященники, встретившие маленькую Марию у Иерусалимского храма, были поражены уверенности трёхлетней девочки, поднимавшейся по ступеням храма вверх — ко Христу. Введение во храм Пресвятой Богородицы — христианский праздник, посвящённый чудесной истории о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где она была введена первосвященником (по преданию, Захарием) во Святая святых. Дева Мария жила при храме до 12 лет — до своего обручения с праведным Иосифом Обручником. В Православной церкви принадлежит к числу двунадесятых праздников. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

События, положенные в основу

введение богородицы во храм
Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, родители привели её в храм

О событиях, послуживших основой для праздника, сообщают следующие апокрифы:

  • греческое «Протоевангелие Иакова» (вторая половина II в.);
  • латинское «Евангелие псевдо-Матфея» (конец VI-IX вв).

Когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет:


«Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».


Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, родители решили выполнить своё обещание:


«И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господень».


В Храме Марию встретил первосвященник (по преданию, это был Захария, будущий отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм:


«…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».


Затем первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Во время пребывания Богородицы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», описывающее данное событие, и поместил его в Жития святых. Согласно этому сочинению, Мария жила в неком помещении здания, пристроенного к стене храма, вместе с девами. Девицы более взрослые учили Марию рукоделию, и с ними она изучала Священное Писание. Жизнь Марии была строго по расписанию:

  • с раннего утра до 9 часов утра Мария молилась во Святая Святых;
  • с 9 часов утра до 15 часов упражнялась в рукоделии или чтении книг;
  • с 15 часов снова начинала свою молитву, и не прекращала её до тех пор, пока не являлся ей ангел, из рук которого она обыкновенно принимала пищу.

Димитрий приводит также рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом:


«Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?»


Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает:


«Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».


В Храме Мария находилась до подросткового возраста, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

Богослужение

введение богослужение
На Богослужении в этот день священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

Праздник указан в некоторых месяцесловах VIII века, но краткое его описание свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Первые гомилии, посвящённые этому празднику, были приписаны константинопольскому патриарху Герману (733 год), более поздние гомилии написаны патриархом Тарасием (806 год).

Широкое распространение праздник получил только с IX века, стихиры на литии которого написаны Георгием Никомидийским, появляются и два канона праздника: Георгия Никомидийского и Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского. Однако до XIV века не входил в число двунадесятых. Об этом свидетельствуют указания Феодора Продрома (XII век) и Никифора Каллиста (XIV век). При этом согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI-XIV веков, Введение Богородицы во Храм отмечалось почти так же торжественно, как и прочие двунадесятые праздники. Но всё же даже в Типиконах XVII века ряд особенностей службы Введения показывают, что статус этого праздника несколько уступает статусу других двунадесятых праздников.

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

Христианские храмы, освящённые в честь этого праздника, именуются Введенскими.

Молитвы

введение богородицы молитвы
Празднику Введения Богородицы во храм посвящены особые молитвы.

Празднику Введения Богородицы во храм посвящены особые молитвы.

  • Тропарь праздника, глас 4

Днесь благово́ления Бо́жия предображе́ние и человеко́в спасе́ния пропове́дание в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется и Христа́ всем предвозвеща́ет. Той и мы велегла́сно возопии́м: ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

  • Кондак праздника, глас 4

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Её воспевает Ангелы Божии; Она — скиния Небесная.

  • Задостойник праздника, глас 4

Пусть одушевленного Божия Ковчега отнюдь не касается рука непосвященных, но уста верных не умолкая, воспевая возглас Ангела, в радости Богородице да взывают: «Истинно выше всех Ты, Дева чистая!».

Праздник Введения Богородицы во храм приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов в честь апостола Филиппа). В этот день разрешается есть рыбу. Редкий праздник переливается такой светлой, лёгкой радостью. Это как бы радость того хоровода девочек, которые, по преданию, провожали Приснодеву во храм «со свещами светлыми», «поя, играя и ликуя». Чистота и святость, свет и радость — таковы мотивы этого праздника.

Рейтинг статьи:1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов - 1, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий