Праздник Вознесения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — восшествие Иисуса Христа во плоти на небо и установленный в память этого события переходящий христианский праздник. Отмечается в сороковой день после Пасхи и всегда приходится на четверг. В 2020 году выпадает на 28 мая. Как объясняет Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обОжение Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.

История праздника

вознесение история праздника
Вознесение Господне

Предсказание о предстоящем Вознесении было дано Иисусом Христом своим ученикам задолго до своей крестной смерти. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после Своего Воскресения явил Себя апостолам. И в течение сорока дней после этого он являлся им и говорил о Царствии Божием, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа.

Затем собрал их в Иерусалиме, вывел из города в Вифанию, на гору Елеони и повелел им не расходиться, сказав: «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого поднялся, и облако скрыло Его из их вида. Когда они смотрели на небо, во время Его восхождения вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Ученики поклонились и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим, где через несколько дней на них сошёл Святой Дух. Радовались они за своего Господа и Учителя, так как знали, что Он возвращается в ту славу, которая Ему принадлежит. Радовались и за себя, и за весь род человеческий.

О Вознесении Господнем рассказано также в заключительных главах двух Евангелий: от Марка и от Луки.

Значение Вознесения

значение вознесение господне
Господь вознёсся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей.

В этот день Господь вознесся плотью на Небо и воссел одесную Отца. Это — радостное подтверждение совершившегося Искупления человека, примирения человека и Бога.

Господь показал всему миру, что ожидает Его верных последователей: Царство Небесное, Царство Славы. Господь вознёсся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей.

«Иду уготовать место вам, и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете».

Он оставил на земле Своё Божественное учение, указал путь, идя по которому, мы можем достигнуть вечной блаженной жизни в неизречённом Царстве Божием. Для искупления наших грехов принял человеческую плоть. Освятил её Своей Божественной силой и с этой преображённой плотью вознёсся на небо. Туда, где пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни смерть, где есть только святость и правда, где Бог открывает Свою славу в неприступном блеске. И вот там, в этом месте постоянного присутствия Божия, наш Господь Спаситель готовит место всем истинным последователям Его. Своим Вознесением на небо Господь с очевидностью засвидетельствовал, что Он воистину Сын Божий и истинный Бог. Ведь возносился Он на небо Сам, Своей собственной силой, показав при этом Своё Божественное величие.

Святой Григорий Богослов говорит: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознёсся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века…»

Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нём в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви.

Особенности Богослужения

богослужение вознесение господне
Вознесение Господне — один из двунадесятых праздников.

Вознесение Господне — один из двунадесятых праздников. Богослужение совершается по Цветной Триоди. Накануне, в среду вечером, служится всенощное бдение. На вечерни поются стихиры, посвящённые этому событию. А также читаются три паремии, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа:

  • в первой паремии — пророчество о горе дома Господня, к которой потекут все народы и скажут: «Приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям своим»;
  • во второй — предска­зания о величии и славе Спасителя;
  • в третьей — предсказание, что Господь станет на горе Елеонской и в тот день будет Господь Царём над землёю: «Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца».

На утрени читается Евангелие от Марка. Каноны праздника написаны Иоанном Дамаскином и Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало и Евангелие от Луки.

  • Тропарь праздника, глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

  • Кондак праздника, глас 6

Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я — с вами и никто — против вас!»

  • Задостойник праздника, глас 5

Тебя, превыше ума и слова ставшую Матерью Божией, во времени Сверхвременного неизреченно родившую, мы, верные, единомысленно величаем.

В день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго — до второго Своего пришествия. Но оставил Церкви драгоценное духовное наследие — Своё благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в их памяти. Они пронесли Его по всему миру. Его чувствуем и мы с вами. И нам надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении — наша радость и источник сил.

Рейтинг статьи:1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов - 1, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий