7 таинств православной церкви

Таинство — священнодействие, в котором христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога. В отличие от церковных обрядов (освящение воды, панихида), сложившихся исторически, христианские таинства считаются установленными Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека. Семь Таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни.

Крещение

крещение
Крещение

Крещение — трёхкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов. При совершении Таинства Крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который являет собой духовную тьму;
  • помазание елеем перед погружением в воду (купель) для победы в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, чтобы Дух Святой тайно сошёл на крещаемого, даруя ему семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся должен постоянно помнить о кресте — символе спасения и терпеливо нести его всю жизнь;
  • белые одежды — символ того, что крещаемый очистился от грехов и отныне должен стараться вести чистую жизнь, это символ радости от обручения со Христом (душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели — символ вечности;
  • пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются Миропомазание и новокрещённый христианин может участвовать в Евхаристии вместе с другими верующими.

Миропомазание

миропомазание
Миропомазание

Миропомазание — освящение человека путём помазывания его ароматической смесью (миро). Заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин.

Внешняя сторона таинства заключается в том, что священник ритуально мажет некоторые части тела человека особо освящённым ароматическим маслом — миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет тайносовершительные слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.

Совершается помазание миром престола православного храма при его освящении.

Евхаристия

евхаристия причастие
Евхаристия

При совершении Таинства Евхаристии (Святое Причастие, Вечеря Господня) верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу через Его Тело и Кровь. Священнодействие заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе». Регулярное участие в Евхаристии необходимо человеку «для спасения и вечной жизни».

Для Евхаристии используется квасной хлеб — просфоры и вино (кагор), которое после пресуществления в Кровь Христову обязательно разбавляется горячей водой. В русской традиции используется сладкое вино, во избежание рефлекторного выплевывания причащаемыми младенцами причастия. Православные христиане могут причащаться после совершения над ними таинства крещения, которое совмещается с миропомазанием.

Причащению предшествует подготовка, включающая:

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более 2 тыс. лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

Покаяние

покаяние исповедь
Покаяние

Покаяние (исповедь) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение отпущения грехов от имени Господа Иисуса Христа. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Бога. Власть прощать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви в лице священников): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Исповедь является неотъемлемой частью жизни христианина.

  1. Кающемуся необходимо простить всех, кто так или иначе причинил обиды и огорчения ему самому, а также попросить прощения за нечаянно или преднамеренно причинённые обиды.
  2. При подготовке к исповеди желательно поститься, воздерживаться и дополнительно молиться.
  3. Рекомендуется духовно подготовиться к таинству исповеди: читать покаянные молитвы, духовные книги и размышлять о своей греховности и благости Бога.
  4. Нужно покаянным взглядом окинуть свою жизнь и свою душу, проанализировать свои поступки, помышления и желания с точки зрения заповедей Божьих (лучше даже записать свои грехи, чтобы не упустить чего-либо во время совершения таинства).

К исповеди призываются все православные христиане, достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи и должен исповедоваться только по своей воле. Священнику запрещено принуждать кого-либо к покаянию.

Елеосвящение

елеосвящение
Елеосвящение

Елеосвящение (соборование) — при помазании елеем тела больного призывается благодать Божия для исцеления души и тела. Как и все остальные таинства православной церкви, елеосвящение имеет евангельское происхождение и было установлено Иисусом Христом. В 6-й главе Евангелия от Марка написано: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью). Но только не над буйными психическими больными. Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома).

По традиции, унаследованной из Византии, раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не семь раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во всех храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения.

Чин елеосвящения состоит из;

  • благословения;
  • начала обычного;
  • канона;
  • ектений о болящем;
  • освящения елея с иерейской молитвой;
  • семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола;
  • семикратного прочтения семи различных отрывков из Евангелия.

После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладёт больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. В таинстве елеосвящения обычно используют елей, смешанный с вином.

Священство

священство рукоположение хиротония
Священство

Священство (рукоположение, хиротония) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом. Есть три степени священства:

  1. При посвящении во диакона ставленник (то есть посвящаемый в сан) получает благодать лишь служить при совершении таинств — только помогать предстоятелю (пресвитеру, епископу) при совершении таинств, но не стоять во главе собрания при совершении таинства.
  2. Посвящаемый во пресвитера человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. 
  3. При посвящении в епископа, ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Рукоположение во диакона или во пресвитера может совершать один епископ. Перед рукоположением ставленник совершает «ставленническую» исповедь, принимаемую епархиальным духовником за всю свою жизнь, и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит правящему епископу, достоин ли ставленник принять священный сан. Следует заметить, что «протопресвитеры», «протодиаконы» и другие являются просто наградными титулами и их получение не проходит через хиротонию.

Любая хиротония совершается только во время Литургии. Конкретное время совершения хиротонии зависит от ступени священства, в которую посвящается ставленник.

Таинство брака

таинство брака венчание
Таинство брака

Таинство брака (венчание) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в храме. Состоит из трёх основных обрядовых форм: обручения, венчания (основная часть) и общей чаши.

«Распитие» общей чаши — напоминание о том, что в древности всё в жизни христианина, в том числе и брачный союз, освящалось причащением Телу и Крови Христовым.

В Русской православной церкви существует три чина совершения чинопоследования брака:

  1. Последование великого венчания, когда оба или один из брачующихся лиц вступают в брак в первый раз.
  2. Последование о второбрачном — когда оба венчающиеся вступают в повторный брак.
  3. Последование церковного освящения союза супругов, проживших вместе много лет.

С 1775 года в Русской церкви обручение совершается в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии. Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания имеют слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Этими словами и положением венцов на головы венчающихся человек прославляет царя творения, так как семья, по христианским воззрениям, является образом малой церкви, и на всю последующую жизнь новобрачные становятся друг для друга царём и царицей. Кроме того, венчание символически выражает чествование мучеников, так как путь к Богу — это путь Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», преисполненного греха, эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом блюсти целомудрие супружества, прежде всего отсутствие прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце.

Муж и жена в браке, по мнению христиан, навечно становятся одной плотью (если не разрушат таинство единения грехом прелюбодеяния), а также несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа «… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого можно найти в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих«.

Рейтинг статьи:1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов - 1, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий