
Рождественский сочельник (сочельник, сочевник) — канун праздника Рождества Христова. Приходится на 6 января. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.
Как поститься в Сочельник?

Само название Сочельника происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову. Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.
Можно ли в этот день строго поститься, не вкушая вообще никакой пищи? Церковь не требует от своих чад такого усердия. Тем более, что сочельник, хоть и не является праздничным днем, но имеет определенные атрибуты праздника, о которых было сказано выше — появление «звезды» на центре храма и славление — пение праздничных песнопений. Будет нелогичным причаститься за Божественной литургией, пропеть радостные рождественские песнопения и уйти домой поститься дальше. Физические силы необходимо подкрепить, поскольку предстоит еще и ночное Рождественское богослужение – всенощное бдение и литургия. А вот после этой службы уже можно вкушать праздничную скоромную пищу. И если не кушать до этого момента, то можно сильно перегрузить организм и вместо радости праздника получить проблемы с желудком или кишечником. Поэтому не стоит создавать свой устав, лучше следовать общепринятому.
Больные люди должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь — это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам.
Богослужение

Богослужебными особенностями Сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются:
- чтение Царских часов;
- чтение восьми паремий на вечерне;
- соединение вечерни с литургией.
Царские часы совершаются трижды в году:
- в навечерии Рождества Христова;
- в навечерии Богоявления;
- в Великую пятницу.
Они называются «царскими» потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Царские часы, сохраняя структуру обычного прочтения часов, имеют особенность — дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия. Вслед за чтением часов и изобразительных начинается вечерня. Так сложилось, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с литургией. На вечерне читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. Бывает литургия свт. Василия Великого. После окончания литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление — поются тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвященные празднику.
До Рождества Христова остались считанные часы. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова — «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни пост, ни Сочельник просто не имеют смысла.