
Ризоположение (полное название — Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве) — празднование, установленное в честь одной из православных реликвий и совершаемое 23 июля. Риза Господня — часть верхней одежды, плащ (гиматий), полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа.
История праздника

История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа восходит к временам распятия Спасителя на Кресте.
Вопрос о Ризе и Хитоне
В Википедии даётся следующее определение: «Риза Господня — бесшовный хитон». Однако большинство исследований придерживается иной точки зрения. Риза Господа и Его нешвенный хитон — разные вещи, и об этом ясно сказано в Священном Писании:
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».
Хитон, в отличие от ризы, нельзя разорвать, так как он в таком случае распустится на нити. Хитон — это нижняя одежда (туника, рубаха), которую носили на теле. Его соткала Своему Сыну Сама Матерь Божия.
О Ризе
Риза Господня упоминается в Евангелии в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его». Эта женщина болела 12 лет, потратила все деньги на врачей, но состояние её только ухудшалось. Христос не просто исцеляет её, но и говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». То есть нечто несоизмеримо большее, чем просто физическое исцеление, получает эта женщина по вере своей.
Это та самая Риза, в которой Христа вели на Голгофу и которую воины потом разделили на четыре части (каждому по одной).
Обретение Ризы Господней
На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе. Предание это появилось только в 1196 году, а народное почитание Ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.
Один из вариантов предания гласит, что воин, которому досталась Риза Господня, был грузином, который впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, один еврей Елиоз, живший в древней столице Иверии (Грузии) Мцхете был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он приобрёл одну из четырёх частей Ризы — срачицу — у одного из воинов и вернулся с ней в Мцхету, где она была положена в храме Светицховели и хранилась там до XVII века.
В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас I. Солдаты разорили собор, а реликвию отдали своему господину. По настоянию русского посла, шах, чтобы расположить к себе русского царя, прислал Ризу в 1625 году Михаилу Фёдоровичу Романову. В прилагавшемся письме он извещал, что, покорив Грузию, обрёл её, спрятанную в кресте, в ризнице митрополита.
Положение Ризы Господней
Патриарх Филарет собрал о присланной шахом Ризе достоверные сведения. Её подлинность была засвидетельствована сразу несколькими лицами:
- Нектарием, архиепископом Вологодским;
- патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии;
- Иоанникием греком;
- чудесными знамениями, явленными Господом над больными через обретённую святыню.
После этого она была торжественно положена в великолепном ковчеге в шатёр для хранения священных реликвий в московском Успенском соборе. В честь этого и был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней 23 июля. Служба для него была составлена Киприаном, митрополитом Крутицким.
Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить реликвию к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора 1627 года, в храме было 3 части: одна называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Где они хранятся:
- в Софийском соборе (в Киеве);
- в церкви Спаса Нерукотворенного Образа, находящейся в Зимнем дворце (в Санкт-Петербурге);
- в соборном храме Петропавловской крепости (в Санкт-Петербурге);
- в Христорождественском соборе Рязанского кремля (в Рязани);
- в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и в других соборах и монастырях России.
В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике и в 2004 году передана Русской Православной Церкви. Она положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в храме Христа Спасителя. Частицу в ковчеге выносят в праздник положения Ризы Господней.
Молитвы

В празднование Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве читаются особые молитвы.
- Тропарь, глас 4
Днесь притеце́м, ве́рнии,/ к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,/ благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти/ и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,/ е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия./ Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:/ спаси́ оте́чество на́ше,/ и архиере́ев, и град, и вся лю́ди/ честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,/ и спаси́ ду́ши на́ша,// я́ко Человеколю́бец.
- Кондак, глас 4
Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния/ все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,/ Твое́ Боже́ственное сокро́вище – честну́ю ри́зу,/ я́же есть хито́н,/ е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́./ Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,/ стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:/ сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
- Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вси Божественныя ризы Твоея честное положение.
- Молитва
Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Почти три столетия Риза Господня сохранялась и почиталась на Руси. И, хотя впоследствии большая часть чтимой святыни была утрачена, память о ней остаётся в литургическом наследии Русской Православной Церкви. И это даёт надежду на духовное возрождение России: «Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам».