14 января — Обрезание Господне: значение праздника

Обрезание Господне (полное название праздника — По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа) отмечается Русской православной церковью 14 января.

История празднования

обрезание господне
На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание

Обрезание в качестве обряда посвящения божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом:

Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой. (Быт. 17:10—14)

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещённое Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии:

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. (Лк. 2:21)

Традиция нарекать имя младенцу на восьмой день после рождения сохранилась у христиан. Существует обряд наречения имени на 8 день и специальные молитвы на этот случай. 

Значение праздника

обрезание господне значение
Пройдя обряд Обрезания, Иисус Христос показал, что Новый Завет не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, и Он соблюдает его

По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Смиренно пройдя обряд Обрезания, наш Спаситель Иисус Христос показал всем своим ученикам, что Новый Завет, который Он нам принёс, не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, но соблюдает его. И таким образом доводит его до совершенства, упразднят грубое плотское и утверждая главенство духа. Чтобы проповедовать среди народа израильского, Иисус должен был быть полноценным членом общества: ходить в храм, молиться, жить в семье израильтян. Все это было совершенно невозможно для необрезанных.

В 49 году на Апостольском соборе было официально отменено обрезание для желающих крестится. В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнём с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

Богослужение

обрезание господне богослужение
Обрезание Господне соединяется с памятью святителя Василия Великого

Христиане чтут и славят это великое чудо — готовность Бога смиряться и принимать все, предписанное Законом человеку. В этот день служится в храме литургия, в которую включены специальные песнопения праздника Обрезания. 

Обрезание Господне — Господский праздник, соединяется с памятью святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. При соединении этих двух служб предпочтение отдаётся службе святителя Василия Великого.

Совершается всенощное бдение, полиелей поётся святителю, «Честнейшую…» не поётся, а поются припевы праздника и святого. Положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».

Совершается литургия Василия Великого, читается два евангельских зачала, поётся величание Василию Великому. Читается Иисусова молитва.

Молитвы

обрезание господне тропарь кондак
Тропарь и кондак к празднику
  • Тропарь Обрезанию, глас 1: 

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

  • Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3: 

Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак въедается в тело, растёт за счёт его, и лишь тяжёлая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым. Потому что, как без обрезания, которое совершалось в Ветхом Завете на 8-ой день после рождения младенца, человек не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может войти в Царствие Божие. Мы должны постоянно, ежедневно и даже ежеминутно, совершать над собой эту духовную операцию. 

Рейтинг статьи:1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов - 2, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий