Жизнеописание Николая Чудотворца

Николай Чудотворец (Николай Угодник, Николай Мирликийский, Святитель Николай) — один из самых почитаемых святых на Руси, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец. Его жизнеописание — пример для всех православных христиан.

Детство

николай чудотворец жизнеописание
Жизнеописание Николая Чудотворца — пример для всех православных христиан

Святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан. Получил начальное образование.

Был очень религиозным с раннего детства. Уже в первые дни своего младенчества будущий Чудотворец показал, что предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения он, никем не поддерживаемый, простоял в купели целых три часа. С первых же дней начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания. Днём не выходил из храма, а ночью молился и читал книги духовного содержания. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его сначала в чтецы, а затем возвёл в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным.

Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.

Священное служение

где служил николай чудотворец
Священное служение Николая Чудотворца

Палестина

Во время посещения святых мест Палестины святитель Николай пожелал однажды ночью помолиться в храме. Подошёл к дверям, закрытым на замок, и они Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.

Святитель Николай пожелал навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. По изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.

Сионская обитель

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братией с большой радостью. В тихом уединении монашеской кельи он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!». Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!».

Миры

Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел, где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озарённый неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай. Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нём другим. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил его имя. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!».

По имени и глубокому смирению прибывшего старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу, собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!».

При вступлении в управление Мирликийской епархией святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!».

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего. Однако оставался, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия. Соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притеснённых — заступником. Паства его процветала.

Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана (284-305 гг.) и Максимиана (286-305 гг.). Во время епископства в Мире (современный город Демре, провинция Анталия в Турции) он боролся с язычеством. В частности, ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.

Он также ревностно защищал христианскую веру от ересей, и прежде всего — от арианства. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Сокровище» изложил сказание, согласно которому, во время Вселенского собора (325 год) святитель Николай дал пощёчину своему оппоненту Арию.

Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность.

Деяния и чудеса

николай чудотворец защитник моряков
Николай Чудотворец — защитник моряков

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.

  • Спасение моряка

Святитель Николай является покровителем мореплавателей. К нему часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

  • Приданое для трёх девушек

В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь семье. Будучи скромным, он бросил мешок с золотом в их дом, а сам ушёл. Обрадованный отец выдал свою дочь замуж и использовал эти деньги для её приданого. Через некоторое время святой Николай подбросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило и ей выйти замуж. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и дежурил все ночи, чтобы его дождаться. В очередной раз святой Николай бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться. Услышав звон золота, мужчина догнал благодетеля и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с него клятву, что он никому об этом не расскажет.

  • Спасение стратилатов

В деянии святителя Николая, называемом «Деяние о стратилатах», описывается спасение им трёх граждан города Миры, несправедливо приговорённых к казни, а затем трёх константинопольских военачальников. Когда святой Николай был уже епископом Мир, в царствование императора Константина I во Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трёх военачальников: Непотиана, Урса и Ерпилиона.

Отплыв от Константинополя, они остановились в гавани Андриаке (Адриатский берег) около Мир. Во время стоянки некоторые воины, выходя на берег, многое брали насилием. Местные жители озлобились, и между ними и воинами начались раздоры и вражда, приведшие к столкновению. Узнав об этом, святитель Николай решил прекратить беспорядки. Он стал убеждать военачальников держать своих воинов в повиновении и не позволять им притеснять людей. Тогда военачальники наказали провинившихся воинов и усмирили волнение.

После этого военачальники отправились во Фригию, чтобы исполнить данное им царское повеление. Подавив мятеж, они возвратились домой. Царь воздал им хвалу и почести. Однако некоторые вельможи, завидуя их славе, оклеветали их перед префектом претория Востока Аблабием, дали ему денег и говорили ему, что воеводы готовят заговор против царя. После того как префект Аблабий донёс это царю, последний без расследования велел заключить воевод в темницу. Клеветники боялись, что их клевета станет известной, поэтому стали просить правителя Аблабия осудить воевод на смерть. Правитель согласился и, отправившись к царю, уговорил императора казнить воевод. Так как был вечер, то казнь была отложена на утро. Темничный страж, узнав об этом, сообщил воеводам. Тогда Непотиан вспомнил о святителе Николае, и они стали молиться святителю избавить их. В ту же ночь святитель Николай предстал во сне перед царём и сказал, чтобы он освободил оклеветанных воевод и пригрозил ему смертью, если он не исполнит просимое.

В ту же ночь святитель явился и префекту Аблабию и возвестил ему то же, что и царю. Отправившись к царю, правитель рассказал ему своё видение. Тогда царь повелел привести воевод из темницы, говоря, что они волхованиями навели на него и правителя такие сны. Воеводы отвечали царю, что они не готовили никакого заговора против него и усердно служили ему. Тогда царь раскаялся и освободил воевод. Он вручил им золотое Евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями, и два светильника и повелел это отдать в церковь Мир. Вернувшись в Миры, воеводы воздали благодарение святителю за его чудесную помощь.

  • Спасение трёх граждан города Миры

В это же время к святителю Николаю пришли несколько граждан Мир Ликийских, прося его защитить оклеветанных трёх мужей их города, которые, в отсутствии епископа Николая, были осуждены на смерть правителем Евстафием. Тогда святитель в сопровождении воевод отправился спасать осуждённых. Достигнув места казни, он увидел, что осуждённые мужи уже преклонились к земле и ожидали удара меча палача. Тогда святитель Николай вырвал меч из рук палача и освободил осуждённых.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года и был погребён в соборной церкви города Миры. Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и стало объектом паломничества. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века — поныне существующую церковь Святого Николая.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого — не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Рейтинг статьи:1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов - 1, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий