Неупиваемая чаша — спасение от наркомании и алкоголизма (празднование 18 мая)

«Неупиваемая Чаша» — икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Известна с 1878 года и почитается в Русской церкви как чудотворная. Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющим обеими руками. Молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании. Празднование иконе совершается 18 мая.

Происхождение 

История иконы «Неупиваемая Чаша» берёт начало от Никейской иконы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза», которая прославилась в 304 году, во время осады Амиром города Никеи, находящегося в Малой Азии. «Некто Константин, отчаявшись в победе над врагом и виня в этом Бога, увидел недалеко от себя икону Богоматери и решил в гневе и ожесточении совершить поругание над нею: он разбил икону, бросая камень, а затем начал топтать ногами чтимый святой образ. Но Бог поруган не бывает! В эту же ночь ему явилась во сне Богородица и сказала: „Ты учинил Мне великое поругание. Знай, что сделал это себе на погибель“. Наказание святотатца не замедлило последовать. Во время сражения Константин вместе с другими воинами устремился на стены для отражения неприятеля и, пораженный камнем в голову, пал бездыханный».

Об этом событии было рассказано отцам Первого Никейского Собора в 325 году, которые положили начало пения пред иконой Богородицы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». В назидание всем верующим, что всякий ядущий Тело Христово (принимающий таинство Святого причастия) не умирает, даже если и терпит в жизни множество напастей и скорбей.

Явление образа

Женский Введенский Владычный монастырь

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, отставному солдату, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца он на четвереньках отправился в путь.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. После долгих поисков в проходе из соборного храма в ризницу был найден образ, на обороте которого обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница, по легенде, получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.

Есть сведения о многочисленных исцелениях по молитве перед этим образом.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.

Почитание иконы носило в основном местный характер, о чём свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей). Широкую известность иконе принесла художественная литература — повесть И. С. Шмелева «Неупиваемая Чаша» (1918 г.).

Утрата образа

Никольский собор — кафедральный собор Николы Белого

После закрытия Владычного монастыря в 1920-е годы чудотворная икона была перенесена в Никольский собор — кафедральный собор Николы Белого. В 1928-1930 годах Серпуховскую кафедру возглавлял епископ Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нём было написано, что он восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения епископа Серпуховского Мануила было написано восемь копий с Чудотворной иконы.

В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Восстановление почитания иконы

Почитание иконы «Неупиваемая Чаша» возобновилось в конце 1987 года. Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (Балабанова) (с 7 октября 2002 года епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

  • В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.
  • 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенёс молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь.
  • В 1992 году российский иконописец Александр Соколов написал новую икону, ныне известную во всём православном мире. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы.
  • В мае 1993 года этот образ был освящён в Высоцком монастыре, к нему началось паломничество, стали сообщать о чудесах (исцеления от алкоголизма, пристрастия к табаку).
  • 6 мая 1996 года в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящён вновь созданный список чудотворной иконы.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.

Значение

Икона раскрывает нам глубокий смысл литургии. Богородица здесь символизирует Церковь, — Царицу Небесную, она как бы указывает на Христа, Святое Причастие — неупиваемую, то есть вечную, нескончаемую Чашу — благодатное средство спасения, данное нам Богом. Так же прослеживается строгая иерархия изображения.

В любой художественной плоскости именно центр изображения является наиболее сакральным местом. Здесь, в центр иконной композиции помещен Христос-Причастие, а Богородица как бы обрамляет Его своим омофором, выступая хранительницей Евхаристии. Икона говорит нам: когда вы молитесь возлюбленной Матери Господа, вы молитесь и самому Богу. Она становится не просто «Стеной Нерушимой», для Церкви, а ее символом. Часто повторяется извод, на котором Богородица изображается в короне, что является коннотацией с образом Царицы Небесной — Церкви.

Известнейший богослов, прт. Георгий Флоровский пишет:


Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви – да и каждого отдельного христианина – есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству. И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем – узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине. Вершина материнской любви – самоотождествление с ребенком – проявляется здесь во всей полноте. Церковь не много говорит в догматах о тайнах своего собственного бытия. А тайна Марии – тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия вместе дают рождение новой жизни. И обе они – предстоятельницы.


Евхаристическая символика Неупиваемой Чаши во многом повторяет древнюю Никейскую (или  Никопейскую)   икону, была догматически раскрыта в четвертом веке, во время Первого Никейского Собора. В ней живописно раскрыта догматическая песнь собора: «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Это же славословие повторяется и в кондаке.

Молитвы

  • Тропарь, глас 4

Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

  • Кондак, глас 6

Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

  • Стихира по 50-м псалме, глас 6

Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.

  • Молитва иконе Богородицы «Неупиваемая чаша»

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

К этой иконе прибегают с просьбами об избавлении человека от пагубных страстей: винопития, наркомании, игромании и других видов зависимости. Просят Матерь Божию у этого образа и об  исцелении в других недугах, как душевных, так и телесных.

Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий