Как правильно подготовиться к исповеди?

Подготовиться к исповеди — дело важное и очень непростое. Иисус Христос говорил фарисеям (которые считали себя праведниками), что мытари и блудницы (которые считали себя грешниками) раньше них войдут в Царство Небесное. Первым вошел в Божье Царство покаявшийся разбойник, который был распят справа от Христа. И ещё Господь сказал, что пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние, потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные.

Власть прощать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви в лице епископов): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Для этого существует таинство покаяния — исповедь. Это признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника, который, в данном случае, являясь только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Бога.

Как же правильно подготовиться к исповеди?

Искренне раскаяться

подготовиться исповедь
Человек, готовящийся к исповеди, в первую очередь должен осознать то, что он греховен, и искренне раскаяться.

Человек, готовящийся к исповеди, в первую очередь должен осознать то, что он греховен, и искренне раскаяться.

Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления. Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.

Покаяние означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправиться, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему. Покаяние — это труд, жертва, борьба с самим собой, со своими неправдами и грехами, со страстями. Самый трудный бой — это бой с самим собой. Покаяние — труд целой жизни.

А исповедь — одно из главных действий покаяния. После того, как человек придёт в себя, познает свои грехи, сокрушится о них перед Богом и оплачет их, он должен искренне исповедать их в Церкви в таинстве исповеди, обнаружить свое греховное состояние.

Некоторые люди просто выписывают типичные для человеческой сущности грехи и идут с этой записочкой к батюшке. Перечисляют и просят простить их. Но сами при этом ни в уме, ни в сердце не осознают, что они грешны, т. е. не каются. Так делать ни в коем случае нельзя. Ещё одна ошибка: назвать грех и тут же начать оправдываться. «Это у меня характер такой дурной», «Это у меня наследственность такая», «Меня спровоцировали» и т. д. Вы идёте КАЯТЬСЯ, т. е. признавать СЕБЯ ВИНОВНЫМ и только СЕБЯ. Это ВЫ совершили грех, какие бы обстоятельства вас к этому не принудили.

На исповеди не нужно бояться, что священник вас осудит. Наоборот, батюшка будет рад, что вы покаялись и вернулись к Богу. На небе ангелы радуются каждому покаявшемуся грешнику. Не бойтесь называть самые стыдные свои грехи, потому что если вы сознательно скроете какой-нибудь грех, то Господь не простит вам его. В Церкви мы все блудники, блудницы, разбойники и мытари, которые каются, очищаются и друг друга не осуждают. Как больные в больнице не осуждают друг друга за болезни, а, наоборот, сочувствуют.

Поэтому обязательно при подготовке к исповеди надо постараться со всеми примириться, попросить прощения. Если невозможно сделать это лично, то мысленно, от всего сердца всех простить. Это необходимо, потому что Господь сказал, что если вы будете прощать согрешения людям, то и Отец ваш Небесный простит вам, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6;14).

Записывать грехи заранее

записывать грехи исповедь
Многие святые отцы советуют записывать каждый грех сразу после того, как он совершается, в отдельную тетрадку

Иногда в храме можно видеть такую картину: кто-то отходит в сторонку и где-нибудь на скамейке или на подоконнике составляет список грехов для предстоящей исповеди. Конечно, нельзя осуждать, потому что обстоятельства могут быть разными. Но разве можно отвлекаться от хода Богослужения? И разве можно сосредоточиться на раскаянии, наспех набросав то, что пришло на память? Как можно быть уверенными в том, что какие-то грехи не выпали из внимания, ведь в таком случае они так и останутся висеть грузом на душе?

Гораздо более правильно поступают, вне всякого сомнения, те, кто составляют этот список накануне, перед тем, как идти к священнику на исповедь. Оставшись наедине со своими мыслями, можно вспомнить всё, что произошло с последней исповеди. Однако… и тут есть свой подводный камень: нет гарантии, что получится воскресить в памяти всё. Тем более, если времени прошло уже очень много.

Поэтому многие святые отцы советуют записывать каждый грех сразу после того, как он совершается, в отдельную тетрадку. Это удобно при подготовке к исповеди, чтобы не забыть. Чтобы научиться каяться, надо приучить себя постоянно контролировать свои мысли, слова и поступки. Как только заметили за собой что-нибудь плохое (например, оскорбили ближнего или прекословили), сразу сокрушенно обратитесь к Богу: «Господи, прости меня и помилуй! Я опять оскорбил ближнего». А потом занесите в список. Записывание грехов приучает человека следить за собой. Так делал, например, св. Иоанн Кронштадтский.

Еще святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чём нас упрекают и укоряют близкие люди, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Упоминайте и эти свои отрицательные черты в списке для исповеди.

Грехи

списки грехи исповедь
Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается.

Готовясь к исповеди, подумайте, как будете называть грехи священнику. На исповеди не нужно подбирать такие слова, чтобы казаться лучше. Нужно обвинить себя прямо. Например, воровал. Так и говорить: «Я воровал на работе зерно». Главное — это наше раскаяние, а не форма. Форма исповеди у каждого человека может быть разной.

Так как страсти сразу искоренить нельзя, то и грехи по этим страстям могут повторяться. Поэтому надо исповедовать грех повторно до тех пор, пока он не перестанет тревожить. На это могут уйти годы (у всех по-разному).

Если у вас нет чувства покаяния, то можно исповедать окамененное нечувствие или жестокосердие, и Господь может умягчить ваше сердце даже во время исповеди или после нее и пробудить покаянное чувство.

Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтобы было понятно, в чём именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но, если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определённей. Есть ведь такие слова евангельские: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

Примерный список грехов, который можно использовать для составления личного, предложен ниже.

Грехи, совершённые против Бога

  • Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
  • Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
  • Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
  • Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
  • Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
  • Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
  • Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
  • Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
  • Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
  • Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
  • Утаивание грехов на исповеди.

Грехи, совершённые против ближних

  • Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие.
  • Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность.
  • Воспитание детей вне веры.
  • Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся.
  • Нежелание помогать родителям, неуважение к ним.
  • Воровство, осуждение, зависть.
  • Ссоры.
  • Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни).
  • Убийство ребёнка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершённые против себя

  • Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни.
  • Желание наживы, обогащения.
  • Выставление напоказ добрых поступков.
  • Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков.
  • Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Естественно, эти списки должны добавляться своими личными, более подробными грехами.

Накануне исповеди

книги подготовка исповедь
Накануне исповеди следует почитать духовные книги, святых отцов церкви.

Что желательно сделать накануне исповеди:

  1. Примириться со всеми, попросить у всех прощения и всех простить.
  2. Помолиться, чтобы Господь дал нам видеть наши грехи и не осуждать никого.
  3. Привести в порядок список грехов. Чувственные (блудные) подробно описывать не надо, а только назвать. Но другие грехи, наводящие стыд самолюбию, надо исповедать подробнее, с обвинением себя.
  4. Почитать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, нагорную проповедь Иисуса Христа (Мф.5-7), псалтирь.
  5. Почитать духовные книги, святых отцов церкви.

У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он написал ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Рейтинг статьи:1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов - 2, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий