Великий пост: история происхождения и установления

История Великого поста берет своё начало в античности. Слово «пост» восходит к греческому языку: «apastia» переводится как «тот, который ничего не ест». Так называли людей, которые придерживались лечебной диеты и отказывались от некоторых видов пищи с целью похудения или выздоровления.

История происхождения поста по Библии

Упоминания в Ветхом Завете

великий пост история
Бог наделил людей заповедью о посте ещё в раю

История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте ещё в раю: именно тогда он разрешил Адаму и Еве, чтобы те ели плоды любого дерева из Эдемского сада, кроме плодов от дерева познания добра и зла — их Бог запретил им есть.

И так в течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом:

  • пророк Моисей взршёл на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды;
  • пророк Илия на своём пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал сорокадневный пост и возносил молитвы Всевышнему.

В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься два раза в неделю — во вторник и в четверг.

Упоминания в Новом Завете

великий пост происхождение
Иисус сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы

В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься дважды в неделю, но уже в среду и пятницу (почему именно в эти дни, читайте здесь).

В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, рассказывая им всё о таинствах поста. Иисус сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками продемонстрировали всем людям, что пост (причём как плотское, так и духовное воздержание) вместе с прочими средствами к спасению заложен в основание здания Церкви Божией. Таким образом, они заповедали посты всем верующим, а Церковь их непрерывно хранит.

История установления Великого поста

великий пост установление
первое непреложное доказательство 40-дневного пасхального поста можно найти в послании святого Афанасия Великого

Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел два долгих тысячелетия. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.

II–III века

История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II–III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых. Тогда саму Пасху христиане воспринимали или как праздник Воскресения, или как память о Страстях Христовых, или как и то и другое вместе.

Длина этого поста и условия его проведения на протяжении долгого времени зависели от местности. Так, уже в III веке продолжительность его составляла от 1 дня до 40 часов или до полной недели. Необходимо отметить, что суть 40-часового поста заключалась в абсолютном отказе от пищи, и он уже в ту пору объединил в себе ключевые принципы, которые позднее стали основой Великого поста, а именно: повторение 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и приготовление к празднованию Пасхи.

Вторая половина III века – IV век

Во 2-й половине III–IV веков обнаруживаются первые упоминания, относящиеся к 40-дневному посту, но достоверно не известно, относился ли он исключительно к Пасхе.

Одним из оснований возникновения Великого поста считается пост накануне Крещения. В III веке обряд крещения осуществлялся в пасхальную ночь, но соблюдение ограничений перед самим ритуалом Крещения практиковалось Церковью уже с I века. Поэтому посты накануне Крещения и Пасхи могли объединиться между собой.

Согласно убеждениям большинства историков, первое непреложное доказательство 40-дневного пасхального поста можно найти в послании святого Афанасия Великого. Согласно этому посланию, Великий пост брал своё начало за 6 недель до Пасхи, а в результате исключения субботы вместе с воскресеньем накануне Пасхи получалась длительность в 40 дней. Особого внимания заслуживает тот факт, что в посланиях святого Афанасия этот пост никак не отождествляется с 40-дневным пребыванием Иисуса в пустыне (однако в качестве прообразов вспоминаются посты пророков Моисея, Давида и Даниила), но трактуется он как аскетические приготовления к празднику Пасхи.

Конец IV века — начало V века

Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века.

К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях — в субботу.

Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель. Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебными сухарями.

О том, как правильно питаться в Великий пост, можно прочитать в отдельной статье. Если нужен подробный календарь Великого поста на 2021 год, его можно найти тут.

Таким образом, смысл Великого поста находится в неразрывной связи с историей его возникновения и установления.

Рейтинг статьи:1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов - 1, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий