
Храмовый комплекс села Янёва является уникальным историческим наследием необъятной России. На протяжении нескольких сот лет назад он был центром культурной и духовной жизни этого населённого пункта. Люди ходили сюда по воскресеньям и большим церковным праздникам, чтобы соборно помолиться и излить Богу все свои горести. Вера объединяла всех: бедных и богатых, крестьян и землевладельцев. Благо, что сейчас хотя бы одна церковь из комплекса восстановлена и функционирует. Что же известно нам об истории янёвских храмов?
Общая информация
К сожалению, неизвестно, когда в селе первоначально была построена церковь и как именно она выглядела. У историков нет сомнений в том, что она действительно существовала уже в XVI веке. В царской жалованной грамоте Суздальскому Епископу Варлааму от царя Ивана Васильевича (Грозного), датируемой 1578 годом, Янёво уже названо селом (оно было пожаловано царём епископу). А селом, как известно, могли именоваться только те поселения, в которых стояла церковь. Все остальные назывались деревнями.

В писцовой книге 1628 года в селе Янёво указаны две церкви: Ильи Пророка и св. Бессеребреников Козмы и Домиана. По всей видимости, вторая сгорела. Хотя точной информации в исторических документах об этом нет.
Первые чёткие сведения относятся только к концу XVIII века. Именно в 1781 году на средства прихожан в селе Янёво была построена малая каменная церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери.
В 1844 году была возведена большая каменная церковь во имя Ильи Пророка. После революции 1917 года храмы были разграблены, отданы под хозяйственные нужды советской власти и со временем пришли в запустение. Слава Богу, что совместными усилиями прихожан в наши дни восстановлена и полноценно функционирует хотя бы одна церковь из храмового комплекса Янёва.


Архивное описание

В архиве «Государственного центра по учёту, использованию и реставрации памятников истории и культуры» хранится учётная карточка на Казанский храм села Янёва. В ней содержится его краткое описание именно как исторического памятника:
«Стоит на краю села на небольшом возвышении. Размеры небольшие. Это типичная одноярусная тёплая церковь при большой холодной, трёхчастная, бесстолпная.
Рисунок плана — большой прямоугольник, вытянутый незначительно по оси «восток-запад», к которому с востока примыкает более узкий полукруг апсиды.
В объёмной структуре основной прямоугольник покрыт двускатной с вальмами кровлей, а полукруглая, чуть более низкая апсида полукупольной кровлей.
В апсиде четыре окна. В основном объёме по четыре окна в боковых стенах. Окна прямоугольные. Апсида декорирована рустом. Окна на фасадах декорированы полуциркульными наличниками.
В большой и просторной апсиде плоское позднее перекрытие. В основном объёме четыре крестчатых столба. Помещение низкое, просторное, трёхнефное. Центральный неф шире. Между подпружными арками вспарушенные своды».
Справочная информация (чтобы описание храма стало понятнее):
Апсида — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания. Этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
Вальма — треугольный скат вальмовой (шатровой) крыши, который располагается с торцевой стороны здания и пролегает от конька до карниза.
Руст — тёсаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой.
Полуциркульный — наличник, вытянутый в вертикальном направлении, но заканчивающийся сверху полукругом.
Неф — вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов.
Вспарушенный свод — крестовый свод, у которого центральная часть заметно поднята над боковыми.
На сегодняшний день Казанский храм, так красиво описанный в архивном документе, находится в плачевном состоянии. Усилиями жителей села внутри наведён порядок, но она требует основательной реставрации. Прихожане не теряют надежду на помощь неравнодушных людей. Возможно, когда-нибудь и эта церковь, уже восстановленная, станет настоящим украшением округи.

Священники и церковнослужители храмов села Янёво

В архивах сохранились данные о тех людях, кто служили в храмах села Янёва, начиная с 1747 года.
Васильев Фёдор (1700-1775) — настоятель с 1747 по 1775 гг. При нём также служили:
- 1750 — дьячок Егор Васильев.
- 1770 — диакон Авраам Алексеев (1729-1798).
- 1772 — пономарь Василий Леонтьев (1728-1784).
- 1773 — пономарь Иван Яновский.
Алексеев Пётр (1735-1798) — настоятель с 1775 по 1789 гг. Его отец, Алексей Васильев, был священником Ильинской церкви города Суздаля, где Пётр поначалу служил пономарём, а потом был переведён настоятелем в храм села Янёва. Есть сведения о его матери, Дарье Степановой, которая жила при Ильинской церкви города Суздаля.
При нём в храмах Янёва служили:
- 1775 — диакон Авраам Алексеев, дьячок Василий Леонтьев, пономарь Фёдор Аврамов.
- 1781 — диакон Фёдор Аврамов, пономарь Василий Петров.
- 1786 — дьячок Гаврила Петров.
Петров Василий (1763-1836) — настоятель с 1789 по 1836 гг. Известно, что он был вдовцом и воспитывал сына Николая. При нём служили:
- 1789 — пономарь Николай Васильев (сын пономаря Василия Леонтьева).
- 1816 — диакон Егор Васильевич Добролюбов, дьячок Николай Васильев, пономарь Иван Гаврилов.
Доброхотов Иван Григорьевич (1763-1879) — настоятель с 1836 по 1879 гг. Сын священника Санкова Григория Фёдоровича. Жена — Наталья Никитина, дочь священника из села Новое Никиты Сергеева. Согласно документам, у них был сын Константин 1845 года рождения.
Орлов Николай Павлович — настоятель с 1879 по 1886 гг.
К сожалению, данных о том, кто был настоятелем прихода с 1886 по 1896 года, нет.
Баскаков Владимир Алексеевич — настоятель с 1896 по 1897 гг.
Магницкий Гавриил Дмитриевич — настоятель с 1897 года.
Это все данные, которые можно выудить из писцовых книг и исповедных росписей церквей Суздальского уезда за XVIII-XX вв.
Если у вас есть информация об истории храмов села Янёва и тех, кто служил в них, будем рады, если вы поделитесь ею с нами, чтобы она сохранилась для наших потомков и не канула в Лету!
Куда и кому можно написать:
- в комментариях к статье;
- владельцу сайта — Ирине Львовне Кузнецовой;
- настоятелю православного прихода храма Пророка Божия Илии, иерею Алексею Чеснокову (psalm50@mail.ru);
- копирайтеру Каролине Алексеевой (karolina_alekseeva_1979@mail.ru).