Антипасха — уверование Фомы в Христово Воскресение. Народное празднование Красной горки

antipasha

Православный праздник, отмечаемый в воскресенье следующей после Пасхи недели, — Антипасха. Его также называют Неделей Антипасхи, Неделей о Фоме, Фоминой неделей, Фоминым воскресеньем, а в народе — Красной горкой. Полное официальное название в переводе с церковно-славянского — Воскресение подобное Пасхе, которое есть осязание святого, славного апостола Фомы.

Евангельский сюжет

фома неверующий
Уверование Фомы

Фома, второе имя Близнец, — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Память в Русской Православной Церкви отмечается 19 октября. Праздник посвящён событию, которое произошло через неделю после Пасхи, — уверование в Христово Воскресение Фомы. В Антипасху вспоминают евангельский сюжет, подробно повествующий об этом.

  • Первое явление Христа ученикам

Вечером того дня, когда Христос воскрес, он явился своим ученикам в том самом теле, которое было распято и погребено в Великую Пятницу. Пожелав им мира, он показал им свои руки и ноги, на которых оставались следы гвоздей, а также ребро, пронзённое копьём стражника (римского сотника Лонгина). Апостолы, увидев живого Иисуса, возрадовались его Воскресению.

  • Неверие Фомы

В тот момент, когда Христос являлся в пасхальный вечер своим ученикам, Фомы среди них не было. Когда же они с радостью возвестили ему об этом, он не поверил. Слова, сказанные им тогда, разлетелись и стали достаточно известными: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». (Ин. 20:24-25)

  • Уверование Фомы

Ровно через неделю после Пасхи, в следующее воскресенье, Христос опять явился ученикам своим, несмотря на то, что двери были заперты, как и в прошлый раз. Фома уже присутствовал среди них. Иисус пожелал им всем мира и обратился к неверующему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим». После этого апостол уверовал во Христа и его Святое Воскресение. На что ему было сказано в ответ: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». (Ин. 20:26-29)

Со временем имя апостола Фомы приобрело негативный оттенок. «Фомой неверующим» называют человека, не доверяющего словам, склонного к сомнениям. Однако в Русской Православной церкви его память была полностью реабилитирована. Ведь он раскаялся в своём неверии и обошёл со свидетельством Христова Воскресения почти весь мир. Благодаря ему, христианские храмы были основаны в Индии, Эфиопии, Парфии, Месопотамии и Палестине. Есть также источники, утверждающие, что он дошёл со своими проповедями до Китая. Он даже принял мученическую кончину за свою веру в Индии. Сначала был заключён в темницу, затем претерпел пытки и был пронзён пятью копьями.

Евангельский сюжет об уверовании Фомы в Святое Воскресение Христа и вспоминается в Антипасху.

Значение Антипасхи

вера в воскресение христа антипасха
Главное — вера

Антипасха имеет огромное значение для всех православных:

  • явление Иисуса апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие»;
  • библейскому понятию «вера» соответствуют понятия «твёрдость», «верность», «доверие», а не просто признание существования Бога;
  • Антипасха — восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого мира.

Григорий Богослов проводил параллель между Новой Неделей (Антипасхой) и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновлённые переправились к обновлённой жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».

Богослужение на Антипасху

богослужение антипасха
Богослужение на Антипасху

Православное Богослужение на Антипасху совершается по чину двунадесятых праздников, хотя день к таковым формально не относится. Его особенности:

  • великая вечерня и утреня посвящены только Антипасхе, то есть поются по Триоди цветной;
  • воскресная служба текущего гласа отменяется;
  • на Литургии поются не воскресные, а праздничные антифоны;
  • вечером Антипасхи совершается вечерня с великим прокимном;
  • попразднество продолжается до следующей субботы включительно. 

Поэтические песнопения Антипасхи охватывают основные темы праздника:

  • человеколюбие и снисхождение Сына Божия;
  • промыслительное неверие Фомы;
  • обновление творения;
  • первый и одновременно восьмой день будущего века.

Тропарь праздника, глас 7:

Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.

Кондак праздника, глас 8:

Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты — Господь и Бог мой!»

Красная горка — Антипасха в народе

красная горка антипасха
Празднование Красной горки

В народе Антипасха называется Красной горкой. Этот день считается открытием весеннего периода свадеб. Издревле в этот праздник:

  • водили хороводы (преимущественно молодые люди, ещё не заключившие брак);
  • пели песни, плясали;
  • играли в различные игры (кто отказывался принимать в них участие, подвергался насмешкам);
  • устраивали ярмарки невест;
  • кликали весну;
  • дарили подарки невесткам и зятьям;
  • встречали восход на возвышенном месте;
  • жгли костры.

Считается, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому празднику красят яйца, но уже не в пасхальный красный цвет, а в поминальные оттенки — жёлтый или зелёный. В этот день «катают яйца с горки»: скатывают их с небольших пригорков. Если скатится ровно и не разобьётся, владелец будет счастлив и удачлив. Приветствие «Христос воскрес» и обмен крашеными яйцами на Антипасху продолжается.

Считалось, что на Красную горку нельзя:

  • оставаться дома и отказываться от совместных гуляний — весь год придётся пробыть в одиночестве;
  • гулять без своей второй половинки — это к разрыву отношений;
  • ни с кем ругаться — до Троицы не помиритесь. 

Поговорки про Красную горку:

  • В Красную горку родители из могилы теплом дохнýт;
  • На Красную горку кто читает молитвы, тот жизнь себе продлевает;
  • Красная горка — сватать спо́рко;
  • Сочтёмся весной на брёвнах — на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся;
  • На Масленицу — сватовство, на Красную горку — свадьба;
  • Святой Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.

Антипасха — светлый православный праздник, ещё раз напоминающий всем нам о светлом Христовом Воскресении и о той незыблемой вере, которую должен нести в своём сердце каждый из нас.

Рейтинг статьи:1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (голосов - 5, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вы можете оставить комментарий.

Написать комментарий